ЭКРАНОПЛАН (КАТЕР)

ЭКРАНОПЛАН (КАТЕР)


     Эта модель изначально проектировалась как прототип 2-3х местного высокоскоростного катера, совмещающего качества экраноплана (тип «А») и судна на воздушной подушке (СВП), с передним расположением единственного винта. Полное его название: амфибийное транспортное средство на воздушной подушке с использованием эффекта экрана. Ограждение подушки образуется двумя пневмобаллонами, а также передним и задним гибким ограждением. На малых скоростях он движется как обычное СВП, а с набором скорости выходит на «экран», при этом, переднее ограждение автоматически отжимается встречным потоком. Такой подход позволяет существенно уменьшить относительную мощность двигателя (так как за счет ограждения «по кругу», резко уменьшаются стартовые энергозатраты, в сравнении с теми экранопланами, где поток ограждается только концевыми шайбами или поплавками). Кроме этого, при сохранении всех преимуществ активного поддува от передне-расположенного винта, предельно упрощается механика, ввиду того, что не нужны никакие сложные и громоздкие трансмиссии, угловые редукторы и т.п.
     В идеологии эта модель в некоторой степени схожа с «Севером-4» нижегородского «Сокола». Но есть у неё ряд отличий и изюминок, которые придают ей совершенно уникальные качества, выделяющие её из ряда других образцов. Кроме этого, трудно назвать «Север-4» реальным экранопланом, т.к. у него совершено отсутствует какая-либо аэродинамика, профилировка платформы (см. фото). Вероятно, «экран» и давал ему какую-то разгрузку, но только на считанные проценты. К тому же у него был усложненный двигательный комплекс – приводы на два соосных винта. Но, в целом, «Север» был примером рационального использования мощности. Сравните: у «Севера-4» около 20 л.с. на человека, а у «Акваглайда-5» (который, по идее, должен использовать экранный эффект в куда большей степени), на пассажира приходится по 65,2 л.с. (5 мест и 326 л.с.)! Даже с учетом несколько большей скорости «Акваглайда», всё равно, разрыв в энергозатратах совершенно несопоставимый!
     Помимо профилировки и тщательно проработанной аэродинамики, которые в реале дают возможность достигать подобному катеру больших скоростей чем «Северу», есть у этой модели и элементарные устройства, которые позволяют существенно улучшить управляемость и уменьшить радиусы циркуляции (тема вообще больная для всех СВП, да и для большинства экранопланов тоже) в сравнении с любыми другими существующими СВП или экранопланами типа «А».
     Сейчас, на основе полученных результатов при работе с этим катером, я проектирую новый вариант экраноплана. Это должна быть 5-ти местная машина, которая будет в большей степени соответствовать основной идее экранопланов – а именно высокой экономичности, нежели существующие в данной категории опытные или полу-промышленные образцы*. Также он будет отличаться и значительно большей безопасностью, за счет качественного улучшения показателей управляемости.

    По катеру-экраноплану от ФИПС (патентное ведомство) получен патент.

* - много данных об экранопланах вы можете найти вот на этом импортном сайте.




на главную страницу
E K R A N O P L A N - H I T